Игровые методы оценивания

Каждое занятие вдохновляет

Игровые методы оценивания способствуют привлечению внимания обучающихся, а также закреплению изученного материала.  Такие формы контроля могут быть как оценочными, так и безоценочными. Все зависит от целей и задач, который ставит перед собой учитель.

Среди игровых методов мы рассматриваем такие формы оценивания:

  • Кроссворд

  • Шарады

  • Ребусы

  • Загадки

  • Синквейны

  • Кластеры

  • Викторины

  • Игра «Угадай мелодию»

  • Игра «Брейн ринг»

  • Урок комбинированного типа: Урок-квест

  1. Кроссворд

Такая форма оценивания привлекательна для учителя тем, что к его разгадыванию можно привлечь весь класс. Даже если какие-то понятия, факты, фамилии (и так далее) обучающимся неизвестны, по уже имеющимся буквам они могут догадаться, а соответственно узнать значение понятия или познакомиться с композитором. На уроках также можно ввести соревновательный момент. Например, спрашивать тех учеников, которые быстрее всего подняли руку. Также в форме «Кроссворд» можно, чтобы ученики сами выходили к доске и записывали по очереди ответы. Таким образом, становится очевидным дифференциация по активности в классе, что позволит в будущем привлекать тех учеников, которые стесняются ответить или просто игнорируют процесс урока.

У учащихся повышается мотивация к тому, чтобы дать правильный ответ.

Кроссворды могут быть различных видов. Это и традиционного вида кроссворд с ответами по горизонтали и вертикали. Также это кроссворд такого вида, в котором нужно разгадать ключевое слово. Кроссворды могут быть как с буквенными вопросами, так и графические.​

2. Шарады, ребусы

Эта графического вида форма оценивания направлена скорее на привлечение внимания к предмету, на включение учащихся в начале урока, или для рефлексии в конце. Поскольку по умению отгадывать логические задачки нельзя судить о наличии в голове музыкальных знаний. С другой стороны, шарады и ребусы могут быть отличными помощниками в более сложных формах контроля, когда необходимо составить проверочную комбинированного вида или провести урок-квест, о котором скажем чуть позже.

Шарады бывают разного вида. Это и зашифрованные по слогам слова, это и слова с измененными буквами и так далее. Также как и шарады, ребусы предоставляют учителю возможность проявить фантазию в их составлении. Как шарадами, так и ребусами, можно прятать как слова, так и целые фразы.

Слог первый разгадает тот,

Кто не забыл названий нот.

Второй - в столетии возьмите,

В нем «Д» на «Т» вы замените.

Ответ узнаете в момент:

Он - музыкальный инструмент.     (Фа + Гот = Фагот.)

Шарады и ребусы являются рефлексивным компонентом урока и для учителя. Они позволяют оценить, насколько качественно усвоен материал. Правда, не всегда достаточно времени отметить всех учеников в классе, поскольку активных обучающихся много и все стремятся дать правильный ответ, чтобы получить, как минимум, устное поощрение.


3. Загадки

Эта игровая форма оценивания очень хорошо подходит для обучающихся любых возрастов. Загадки могут быть как стишок с рифмованным загаданным словом, так и просто фраза, в которой зашифрован смысл. Загадки, как и любой вид логических задач, развивают мышление, помогают развить также желание быстро соображать. Они представляют собой небольшие соревнования, а кто быстрее отгадает, а кто получит поощрение от учителя. Также загадки – это очень хороший способ начать урок. Учащиеся с интересом включаются в рабочий процесс, желая узнать продолжение.

Первый на ветке, глянь, зеленеет,

Осенью желтый цвет он имеет.

В книжке, в тетрадке второй ты найдешь,

Эту загадку на нем ты прочтешь.

Третий же крышу собой покрывает,

Крыша такая уж течи не знает.

А вот четвертый в Венгрии жил

И пианистом известным он был.     (Лист.)

(И. Агеева)


Шарады, ребусы, загадки также отлично подходят для проверочных комбинированного типа.


4. Синквейны

Синквейны представляют собой своеобразный стих, где может отсутствовать рифма, но должна быть четкая структура. На уроках музыки в общеобразовательной школе важно показать ученикам, что это урок, когда нужно не только знать, а обязательно чувствовать то, что они проходят. Для развития духа и творчества внутри помогают различные творческие задания. Одно из таких заданий – это синквейн.

Музыка.

Красивая, спокойная.

Успокаивает, удивляет, очаровывает.

Музыка украшает жизнь.

Язык звуков

5. Кластеры

Кластеры являются безоценочной формой контроля, которая хорошо подходит для систематизации знаний, полученных на уроке, а также развитии творческого мышления. Кластеры также можно использовать, как рефлексию в конце урока, или в начале урока, как включение в рабочий процесс. Поскольку кластеры нужно изобразить графически, обучающимся интереснее таким образом связывать понятия друг с другом или систематизировать знания. Также их можно включать в проверочные работы комбинированного типа.

6. Викторины

Викторины проводятся в групповом формате. Обучающихся в классе делят на группы. Каждая группа получает определенное количество вопросов. Производится оценивание группы. Викторины позволяют проявить себя как командным игроком, так и проявить лидерские качества. Работать в группах учащимся интересно, ведь ответственность за правильный ответ распределяется между всеми в группе.

7. Игра «Угадай мелодию»

Эта игра является разновидностью викторины с отличием в том, что вопросы ставятся музыкальные, а также эта игра может проводиться как в индивидуально-групповой форме, так и в групповой. На таких играх решается сразу несколько задач. Во-первых, учащиеся должны суметь сконцентрироваться на вопросе, во-вторых идет повторение музыкального материала и, наконец, повышается мотивация к прослушиванию композиций, изученных на уроках. Игра может проводиться как с целью развлекательного момента, когда нужно расслабить учеников, как с целью рефлексии по пройденной теме, так и более масштабно, когда можно сделать ее итоговой проверочной по пройденному музыкальному материалу за определенный период обучения.

8. Урок-квест

На сегодняшний день становится все более популярным проводить свое свободное время, играя в квест. Это игра, в которой дается одна главная задача, для выполнения которой нужно выполнить задания, чаще всего логического характера, каждое из которых появляется по мере отгадывания предыдущих.

На уроках музыки возможно провести урок-квест при условии, что класс выбранный для этой цели подходит(если класс изначально неактивный, или наоборот, нарушает дисциплину, то урок будет сорван), если учитель готов разработать сам «маршрут», по которому дети будут двигаться, а также если позволяет помещение(в маленьком помещении это сделать невозможно).

Урок-квест представляет собой возможность скомбинировать задания таким образом, каким нужно учителю. На проверку одной темы, или нескольких тем, музыкальные вопросы, ребусы, шарады, кроссворды или обычные тесты – все это прекрасно подойдет для разработки урока. Можно сказать, что для учащихся урок-квест – это возможность проверить знания по предмету, а для учителя – возможность проверить себя по знаниям методов оценивания на уроке музыки.

Минусом такого урока является лишь то, что не представляется возможным выставить отметки, поскольку в работе участвуют практически все из класса одновременно.

С другой стороны такие уроки подогревают интерес к предмету, что в дальнейшем сказывается на качестве изучения тем.